Вечер жестокого романса
Был канун праздника, и после работы намечался банкет. Осталась минута до заветного часа, я уже смотрелась в зеркальце, поправляя прическу, как вдруг вошли два посетителя – пожилой мужчина и бережно ведущая его под руку немолодая спутница. - У нас прием до четырех часов, вы пришли слишком поздно. - Но мы так долго вас искали… Увидев по детски растерянные глаза мужчины, я вдруг узнала его. Когда-то его лицо украшало афиши нашего знаменитого, гремевшего на всю страну, театра музыкальной комедии - Виктор Сытник, звезда оперетты первой величины, неотразимый красавец, кумир нескольких поколений восторженных театралок. Я не была страстной почитательницей музыкального жанра, но, регулярно посещая премьеры, не могла не восхититься солнечным искусством этого солиста и хорошо помнила их блистательный дуэт с Алисой Виноградовой. Это была на редкость красивая, обаятельная и талантливая пара, одна из легенд театрального прошлого нашего города. - Вы тот самый Сытник? - Да, тот самый. Я смотрела на него во все глаза, забыв о приличии. Годы не пощадили его. А кого они пощадили! Есть хоть один человек на земле, на кого безжалостное время не наложило бы печать? Опомнившись, я выписала им квитанцию и оформила льготы. - Вы позволите пригласить Вас на мой концерт? Он состоится 15 марта в Музее писателей Урала, такой красивый особняк с фигурными окнами… Я буду петь старинные романсы. Я чуть было не сказала: ”Как, вы все еще поете”? Кажется, уже начала что-то такое говорить, но, слишком поздно поняв свою бестактность, произнесла: "Конечно, я была бы рада услышать вас вновь. Как приятно то, что у вас сохранился голос”! Последняя фраза, возможно, тоже была не слишком тактичной, и он пошутил: ”Голос его был небольшой и очень противный”.
- А где сейчас Алиса Виноградова? - Увы, она умерла. - Как жаль, Такая талантливая актриса! Она ведь была еще совсем не старой? - Она моя ровесница. Да, время неумолимо.
В назначенный день мы с подругой пришли в старинный особняк на Пролетарской улице. Полюбовались небольшим залом, красиво обшитым деревянными досками, и сводчатым потолком, напоминающим купол храма. Зал неспешно заполняли интеллигентные пожилые дамы, неизменные слушательницы камерных концертов.
Боже, как он пел! Возможно, чуткое ухо музыкального рецензента и уловило бы какие-нибудь огрехи, но в его исполнении было столько артистизма, столько души и искреннего чувства! Каждый романс он превращал в маленький спектакль, и зал с восторгом принимал каждый музыкальный шедевр. Подстать певцу была и виртуозно аккомпанирующая пианистка.
Как хороши наши старинные романсы! Какая бездна прекрасных мелодий и талантливых стихов! Слушатели как будто окунулись в светлый мир молодости и счастья, забыв хотя бы на время жестокость навязанного нам бездуховного мира.
Виктор Сытник сам вел свой концерт с такой видимой легкостью, какая доступна только истинным талантам. Казалось, он беседует с хорошими друзьями, с тонким юмором рассказывая о своем детстве, юности, первых театральных опытах, годах оглушительного успеха и горьком опыте выживания высокого искусства в рыночных реалиях.
Я бы хотела подарить ему самый прекрасный в мире букет, но поднесла лишь три скромных весенних цветка - все, что доступно бедной женщине с нищенской пенсией, вынужденной работать за символические деньги.
После концерта, переполненные чувствами, мы с подругой, медленно брели по грязным весенним улицам, глядели на позолоченные купола еще строящегося тогда "Храма на крови”, вспоминали прошлые театральные восторги. А потом в уютном кафетерии "Адмирал” у вокзала, одном из очень немногих, доступных нам по ценам, где на стенах висят такие прелестные акварели с красными маками, за чашкой кофе долго говорили о бренности земного и бессмертии искусства. Март 2003 год, Екатеринбург.
|